Размышления словесника

Размышления словесника о роли литературы в воспитании 

Давайте представим, хотя бы на миг, 
Что вдруг мы лишились журналов и книг, 
Что люди не знают, что значит поэт, 
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет. 
Что будто никто никогда в этом мире, 
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре, 
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы, 
Что нет Айболита, и нет дяди Стёпы. 
Наверно, нельзя и представить такого? 
Так здравствуй же, умное, доброе слово! 
Пусть книги друзьями заходят в дома! 
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!            (Юрий Энтин)

Как важно уже в детстве встретиться с умной и доброй книгой! Как ценен в период становления личности честный и откровенный разговор. Этим другом и советчиком может стать книга. Именно она поможет нам, педагогам, решать приоритетные задачи воспитания и обучения.

Сегодня процесс образования - это процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Важнейшей целью современного образования является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Согласитесь, если человек не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, Оте­чество, тогда, даже вооруженный знаниями и острым умом, он может быть чрезвычайно опасен.

Воспитательная миссия возлагается на все учебные предметы, особенно на литературу. И это не случайно.

Вспомним: А.С. Пушкин учил нравственности: «И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал…»    

Н.А. Некрасов - гражданственности: «Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан» 

 С.А. Есенин - патриотизму:

Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте родину мою".

              Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, и сегодня ее мудрость и духовность не далекое прошлое, а самая актуальная современность.  

         Но, к сожалению, ценностные ориентиры русской классики все больше расходятся с ценностями современной жизни.  Великая миссия литературы перешла в руки средств массовой информации, часто пропагандирующих аморально-преступное поведение.  Сотни изданий готовых сочинений, кратких пересказов произведений, Интернет готовы ответить на любой вопрос и выдать любой текст без необходимости думать.  А мы верим Н. Заболоцкому: «Душа обязана трудиться и день и ночь…»

        Поэтому уроки литературы становятся уроками жизни, общения, открытия, совместной деятельности.

Главное в уроке литературы, на мой взгляд, - книгой соединить человека с жизнью, сдружить человека с человеком, примирить его с самим собой.

Темы уроков подсказывают вечные вопросы: Что такое любовь к Родине? Что такое счастье? В чем смысл жизни? Что самое дорогое для человека? Что значит любить?

Мы говорим с детьми о любви стихами Пушкина, Лермонтова, Блока, Ахматовой. И верим, что поэтические строчки научат их бережно относиться к этому высокому чувству: «Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.»

Общение с книгой – это общение с жизнью, поэтому на уроке сочетаем учебные знания и жизненный опыт.

      Обсуждаем роман Л.Н. Толстого «Война и мир», раскрываем главные ценности семьи Ростовых: доброту, душевность, доверие, уважение. А вопрос «Какую семью можно считать благополучной?» побуждает к разговору об особенностях семейной культуры.

     Проблемный вопрос чаще всего перерастает в диалог учителя, ученика и автора художественного произведения. «Проникая» во внутренний мир литературных героев, ученик познает и собственный духовный мир.

Чем ближе к жизни проблемная ситуация, тем активнее учащиеся.

В романе «Война и мир» старый князь Болконский пишет своему сыну: «Я пишу, чтоб он тебя в хорошие места употреблял и долго адъютантом не держал: скверная должность!» Что вкладывает Болконский-старший в понятие «хорошие места»? – и мы говорим с детьми не только о героях романа, но и о современном видении этой проблемы.

 Ни у одного учителя нет такой возможности, как у словесника, - открывать школьникам мир. А мир – это семья и отчий дом, друзья и любимые, след человека на земле. Это и есть главное содержание уроков литературы и жизни.

  Иногда одной фразы из текста достаточно, чтобы вовлечь учащихся в разговор, и уже никто не останется равнодушным.  «Гений и злодейство – две вещи несовместные?» /Пушкин. «Моцарт и Сальери"/

 Знакомство с жизнью и творчеством Грибоедова начинаю так: «Персидский шах расплатился с русским царем массивным алмазом весом 88 карат за смерть писателя и дипломата А.С. Грибоедова». Этот факт пробуждает интерес не только к личности писателя, но и к его творчеству. Но главное – учит уважать человека, преданного России.

     Очень важным считаю общение.  Любой урок литературы становится уроком сотворчества, партнерства, уроком свободы, где всякий может и должен высказать себя, не подстраиваясь под кого-то. 

Думаю, что главное в уроке литературы не анализ произведения. Конечно, важно, чтобы дети открыли мастерство писателя, научились понимать классическую литературу. Но еще важнее разбудить в них лучшие качества личности, помочь решить нравственные проблемы, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.

Чему должен научить урок литературы нынешних ребят? На это вопрос я отвечу словами братьев Стругацких из романа «Стажеры»: «Помочь им входить в жизнь, помочь найти себя, определить свое место в мире, научить хотеть сразу много, научить работать взахлеб. Научить не кланяться авторитетам, а исследовать их и сравнивать их поучения с жизнью. Научить настороженно относиться к опыту бывалых людей, потому, что жизнь меняется необычайно быстро. Научить, что любить и плакать от любви не стыдно. Научить, что скептицизм и цинизм в жизни стоят дешево, что это много легче и скучнее, нежели удивляться и радоваться жизни. Научить доверять движениям души своего ближнего. Научить, что лучше двадцать раз ошибиться в человеке, чем с подозрением относиться к каждому. Научить, что дело не в том, как на тебя влияют другие, а в том, как ты влияешь на других. И научить, что один человек без других ничего не стоит».

Так здравствуй же, умное, доброе слово! 

Comments