Размышления словесника о роли литературы в воспитании
Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дяди Стёпы.
Наверно, нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума! (Юрий
Энтин)
Как важно уже в детстве встретиться с умной и доброй книгой!
Как ценен в период становления личности честный и откровенный разговор. Этим
другом и советчиком может стать книга. Именно она поможет нам, педагогам,
решать приоритетные задачи воспитания и обучения.
Сегодня процесс образования - это процесс развития
личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других
ценностей. Важнейшей целью современного образования является воспитание
нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Согласитесь, если
человек не отличает добро
от зла, не ценит жизнь, труд, семью, Отечество, тогда, даже вооруженный
знаниями и острым умом, он может быть чрезвычайно опасен.
Воспитательная миссия возлагается на все учебные
предметы, особенно на литературу. И это не случайно.
Вспомним:
А.С. Пушкин учил нравственности: «И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал…»
Н.А.
Некрасов - гражданственности: «Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан…»
С.А. Есенин - патриотизму:
Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".
Русская литература всегда была гордостью,
совестью народа, и сегодня ее мудрость и духовность не далекое прошлое, а
самая актуальная современность.
Но, к сожалению, ценностные ориентиры
русской классики все больше расходятся с ценностями современной жизни. Великая миссия литературы перешла в руки
средств массовой информации, часто пропагандирующих аморально-преступное
поведение. Сотни изданий готовых
сочинений, кратких пересказов произведений, Интернет готовы ответить на любой
вопрос и выдать любой текст без необходимости думать. А мы верим Н. Заболоцкому: «Душа обязана
трудиться и день и ночь…»
Поэтому уроки литературы становятся уроками жизни, общения, открытия,
совместной деятельности.
Главное в уроке литературы, на мой взгляд, - книгой
соединить человека с жизнью, сдружить человека с человеком, примирить его с
самим собой.
Темы уроков подсказывают вечные вопросы: Что такое
любовь к Родине? Что такое счастье? В чем смысл жизни? Что самое дорогое для
человека? Что значит любить?
Мы говорим с детьми о любви стихами Пушкина,
Лермонтова, Блока, Ахматовой. И верим, что поэтические строчки научат их
бережно относиться к этому высокому чувству: «Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.»
Общение с книгой – это общение с жизнью, поэтому
на уроке сочетаем учебные знания и жизненный опыт.
Обсуждаем роман Л.Н. Толстого «Война и мир», раскрываем
главные ценности семьи Ростовых: доброту, душевность, доверие, уважение. А
вопрос «Какую семью можно считать благополучной?» побуждает к разговору об
особенностях семейной культуры.
Проблемный вопрос чаще всего перерастает в
диалог учителя,
ученика и автора художественного произведения. «Проникая» во внутренний
мир литературных героев, ученик познает и собственный духовный мир.
Чем ближе к жизни проблемная ситуация, тем активнее
учащиеся.
В романе «Война и мир» старый князь Болконский
пишет своему сыну: «Я пишу, чтоб он тебя в хорошие места употреблял и долго
адъютантом не держал: скверная должность!» Что вкладывает Болконский-старший в
понятие «хорошие места»? – и мы говорим с детьми не только о героях романа, но
и о современном видении этой проблемы.
Ни у одного учителя нет такой возможности, как
у словесника, - открывать школьникам мир. А мир – это семья и отчий дом, друзья
и любимые, след человека на земле. Это и есть главное содержание уроков
литературы и жизни.
Иногда одной
фразы из текста достаточно, чтобы вовлечь учащихся в разговор, и уже никто не
останется равнодушным. «Гений и
злодейство – две вещи несовместные?» /Пушкин. «Моцарт и Сальери"/
Знакомство с жизнью и творчеством Грибоедова
начинаю так: «Персидский шах расплатился с русским царем массивным алмазом
весом 88 карат за смерть писателя и дипломата А.С. Грибоедова». Этот факт
пробуждает интерес не только к личности писателя, но и к его творчеству. Но
главное – учит уважать человека, преданного России.
Очень
важным считаю общение. Любой урок литературы становится уроком
сотворчества, партнерства, уроком свободы, где всякий может и должен высказать
себя, не подстраиваясь под кого-то.
Думаю, что главное в уроке литературы не анализ
произведения. Конечно, важно, чтобы дети открыли мастерство писателя, научились
понимать классическую литературу. Но еще важнее разбудить в них лучшие качества
личности, помочь решить нравственные проблемы, подвести к высотам гуманизма и
гражданственности.
Чему должен научить урок литературы нынешних
ребят? На это вопрос я отвечу словами братьев Стругацких из романа «Стажеры»: «Помочь им входить в жизнь, помочь найти себя, определить свое место в мире, научить хотеть сразу много, научить работать взахлеб. Научить не кланяться авторитетам, а исследовать их и сравнивать их поучения с жизнью. Научить настороженно относиться к опыту бывалых людей, потому, что жизнь меняется необычайно быстро. Научить, что любить и плакать от любви не стыдно. Научить, что скептицизм и цинизм в жизни стоят дешево, что это много легче и скучнее, нежели удивляться и радоваться жизни. Научить доверять движениям души своего ближнего. Научить, что лучше двадцать раз ошибиться в человеке, чем с подозрением относиться к каждому. Научить, что дело не в том, как на тебя влияют другие, а в том, как ты влияешь на других. И научить, что один человек без других ничего не стоит». Так
здравствуй же, умное, доброе слово!
|