Я - учитель (эссе)

         


     Сижу за столом, проверяю тетрадки… Тетрадки в линеечку…

     Тетрадь, еще одна тетрадь… Обычно я проверяю их дома, потому что не просто ищу ошибки, а как будто разговариваю с учениками. А любая беседа не терпит поспешности.

     Какая аккуратная работа у Полины! Я горжусь этой девочкой. Думаю, в жизни все у нее сложится замечательно. Интересно, кем она мечтает стать? Вспоминаю себя ученицей.

      …На вопрос «Кем ты хочешь стать?» я всегда отвечаю: «Учителем!» Вот только определиться не могу: начальных классов, истории, французского языка или… Для меня, девочки из рабочей семьи, учителя почти небожители. Я очень люблю школу, люблю учиться и учить… Да-да, учить своих подружек-одноклассниц. Мы вместе делаем уроки, и главная в это время – я!...

     Нашла ли я свое место в жизни? Думаю, да. Я с удовольствием иду на работу, с радостью встречаю детей, строю планы на будущее, наше общее будущее – мое и учеников…

     А пока проверяю тетрадки… Вот и выросли мои восьмиклассники.  Для меня очень важно было включить их в поисковую, творческую, проектную деятельность. Старалась, чтобы каждый мог проявить индивидуальность, фантазию, способности, а следовательно, поверить в свои силы. И сейчас за страницами домашних тетрадей вижу серьезный проект Ульяны и Оли, оригинальное исследование Володи и Миши, творческие работы Насти, Ирины, Вики…

      Знаю, что каждый ребенок в школе хочет быть принятым и понятым, мечтает об интересной ученической жизни. Поэтому на уроках создаю  доброжелательную творческую атмосферу, побуждаю к желанию думать и сотрудничать, открывая новое. Сколько таких открытий было за эти годы!

       …Сентябрь. Прошла первая неделя знакомства с новым пятым классом. Ребята уже освоились. На перемене подходит Кирилл: «Елена Васильевна! А Вы маму мою учили». За ним Света робко: «И мою…»

     Выясняю девичьи фамилии мам – и точно! Радостно, приятно! И мысль: сколько же лет прошло в школе, а я и не заметила...

Листаю, листаю тетради… Вот уже 25 лет…То радуюсь замечательно сделанной работе, то огорчаюсь большому количеству ошибок. Не могу быть равнодушной! В нашем учительском деле, по-моему, не должно быть педагогов-машин. Все чаще говорят о том, что компьютеры заменят учителей… А как же живое человеческое общение?! А как же эмоции?!

     …У меня дрожит голос (не могу сдержаться!) – читаю текст о маме. Вижу, что несколько человек смахивают слезу. Я закончила читать. В классе – тишина…

     Как ценны для меня эти слезы на уроках литературы! И не только слезы – любое проявление чувств!

     …Новый для меня 10 класс, сборный – все пришли из разных школ. Пока я говорю серьезно и строго – все понимают. Шучу – не улыбаются, не реагируют! А мне не нужна на уроке тишина, мне нужен разговор о книге и о том, что сейчас волнует …

      «…Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь», - писал А. де Сент-Экзюпери. Вот и стараюсь на уроках раскрыть сердца своих детей.  Считаю, что любой урок должен быть эмоциональным. Только тогда ученики захотят и чувствовать, и думать. И захотят высказать свои мысли свободно, без страха.

     Листаю страницы детских сочинений. Вот списанная работа, вот еще одна… И как только ухитряются, ведь предлагаю всегда нестандартные темы, жду оригинальных размышлений. Кажется, все сделала, чтобы «очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем», как советовал Е.Н. Ильин.

      Литература – особый учебный предмет. Преподаю ее как искусство и по законам искусства. Пользуюсь любой возможностью свозить учеников в театр. Именно там подчас раскрываются их глубинные, потаенные качества.

      …Смотрим «Леди Макбет Мценского уезда». Вдруг Людмила на весь зал: «Нет!» - и заплакала. В антракте откровения: «Мальчика жалко. Ведь так нельзя…»

      Многие учителя в лицее считают Людмилу грубой. А она, оказывается, нежная, чуткая… С надеждой беру ее тетрадь: обычно пишет сама и от души. Так и есть! Читаю сочинение и слышу голос девочки. Самые ценные, по-моему, вот такие работы, в которых их, учеников, голос слышится.

      Я говорю с ними обо всем: о смысле жизни, о вечности, о добре и милосердии, о любви и верности… И я сейчас не только учитель, я -  старший товарищ, мудрый, справедливый, участливый. А помогает мне литература, потому что она и есть (я согласна с Л.С. Айзерманом) «человековидение, человековедение и человекостроительство».

      Радуюсь, когда мои уроки открывают им мир, помогают осознать себя в этом мире. И всегда искренна. Мои ученики знают обо мне почти все: что я люблю и что мне интересно, что ценю в людях, как отношусь к тому, что происходит вокруг. Не боюсь признаться ребятам, что чего-то не знаю. Не боюсь признаться, что порой сама не могу оценить поступки героя, что и сама оказываюсь перед трудным жизненным выбором.

     … Опять на уроке сделали открытие: Гоголь не устарел! Герои его живут рядом с нами. Вместе радуемся, что узнали в них своих современников. Появляется новый повод поговорить. И я вижу неподдельный интерес в глазах учеников....

     Сегодня мне повезло: несколько сочинений удачных. И я стала немного счастливее. А мы, учителя, обязательно должны быть счастливыми! Убеждена, что в школе должны работать только счастливые люди.

     … Для счастья, по-моему, немногое нужно: иметь дом, семью, работу, возможность реализоваться.

     Я счастливая.  Я родилась в хорошей семье. Наш дом всегда был добрым, гостеприимным. Мои родители не смогли получить образование в тяжелые послевоенные годы, поэтому всегда поддерживали меня в желании узнать новое: покупали книги, пластинки, брали с собой в поездки по городам, водили в музеи и на выставки.

      Я счастливая – я жена и мать. Рядом есть человек, который меня любит, поддерживает и уважает мой труд. Моей дочери скоро восемнадцать, и я радуюсь, что девочка выросла умная, воспитанная, музыкальная, с хорошим вкусом. Вместе мы строим дом, в котором тепло и уютно.

      Наконец, у меня есть любимая работа…

 

      На мне лежит ответственность за воспитание нового поколения России, от которого зависит судьба нашего Отечества. Возможно, именно мои слова станут для них главными и в становлении характера, и в выборе нравственных ценностей, и в поиске жизненного пути.

      Моя профессия дает мне возможность «идти в ногу со временем». Помогает в этом и общение с молодыми коллегами. Мне нравится их современность, энергичность, ценю то новое, что они несут в школу.

       … В руках диплом учителя. Робко переступаю порог родной школы: «Возьмете?»... Спасибо, милые мои учителя, что по-отечески опекали меня, что сразу приняли в качестве коллеги, а не ученицы.

       Я - Учитель! И в моих руках не только тетрадки, в моих руках – сердца и умы детей.